Анонсы

 

 
 ПОЖЕРТВОВАТЬ

 

• На ведение миссионерской деятельности... Подробнее…

 

 
 ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ

  

stsl.ru


Газета "Маковец"  >>

predanie.ru

 

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА И РОССИЯ

«Это — то всесторонне жизненное единство Лавры, как микрокосма и микроистории, как свое­го рода конспекта бытия нашей Родины, дает Лавре характер ноуменальности. Здесь ощутитель­нее, чем где-либо, пульс русской истории, здесь собрано наиболее нервных, чувствующих и двигательных окончаний, здесь Россия ощущается как целое».
 
«...Дом Живоначальной Троицы всегда сознавался и сознается сердцем России, а строитель это­го Дома, Преподобный Сергий Радонежский, — "особым нашего Российского царствия храни­телем и помощником", как сказали о нем цари Иоанн и Петр Алексеевичи в 1689 году, особым покровителем, хранителем и вождем русского народа, может быть, точнее было бы сказать — Ангелом Хранителем России. Не в сравнительных с другими святыми размерах исторического величия тут дело, а в особой творческой связанности Преподобного Сергия с душою русского народа. ... Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внима­тельным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, "чюдного старца, святого Сергия", как свидетельствуют о нем его современники».
 
«Время Преподобного Сергия, то есть время возникновения Московской Руси, совпадает с од­ной из величайших культурных катастроф. Я разумею конец Византии, ибо Преподобный Сер­гий родился приблизительно за полтораста, а умер приблизительно за шестьдесят лет до окон­чательного падения Константинополя».
 
«Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу; нравственная идея, государственность, живо­пись, зодчество, литература, русская школа, русская наука — все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному. В лице его русский народ сознал себя; свое культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, получил историческое право на самостоятельность. Куликово поле, вдохновленное и подготовленное у Троицы, еще за год до самой развязки, было пробуждением Руси, как народа исторического; Преподобным Сергием incipit historia (начало истории. - лат.)».
 
Храм в честь Св. Троицы
 
«Нередко говорится, что деревянный храм Пресвятой Троицы, построенный Преподобным Сер­гием в Лавре и затем вновь возведенный из белого камня Преподобным Никоном, есть первая по времени в мире церковь во имя Пресвятой Троицы. Сейчас трудно отстаивать внешне — фактическую точность этого первенства: древние историки упоминают до четырех храмов во имя Пресвятой Троицы на Востоке и два — на Западе в IVѕIX веках; но если бы эти свидетель­ства и были достоверными, то все же такое храмоздательство не вошло в обиход, и даже назван­ные церкви не удержали долго своего имени, так что впоследствии Восток не имел Троицких храмов. В наших летописях уже в XII, XIII и XIV веках упоминаются храмы Троичные; так, в Кракове, в Лысце, несколько в Новгороде Великом, в Холме, в Серпухове, в Наозерье и, главное, соборный в Пскове. ... сравнительно поздняя, в XIV веке лишь, установка симметричной Троич­ной формулы, каковая именно в XIV веке, в Восточной Церкви, делает идею Троицы предметом особенного внимания и ведет потому к строительству Троичных храмов, развитию Троичной иконографии, созданию цикла Троичных празднеств и новой литургической поэзии. Поэтому, весьма мало вероятно построение храмов Троичных до этого роста Троичной идеи в XIV веке; но если бы несколько таких храмов и в самом деле было в века предшествующие, то они не мог­ли быть сознательно воздвигнутыми символами идеи, еще не оформившейся... Но, тем не менее, это оно именно — творчески синтезирует смутные волнения, изливая их в одно слово. Таковым было слово Преподобного Сергия, выразившего самую суть исканий и стремлений русского народа, и это слово, хотя бы и произносимое ранее, сознательно и полновесно было, однако, произнесено впервые им. В этом смысле, неоспоримо мировое первенство лаврского со­бора Пресвятой Троицы».
 
«Чтитель Пресвятой Троицы, Преподобный Сергий строит Троичный храм, видя в нем призыв к единству земли Русской, во имя высшей реальности. Строит храм Пресвятой Троицы, "чтобы постоянным взиранием на него", по выражению жизнеописателя Преподобного Сергия "побе­ждать страх пред ненавистною раздельностью мира". ... По творческому замыслу основателя, Троичный храм, гениально им, можно сказать, открытый, есть прототип собирания Руси в ду­ховном единстве, в братской любви. ... Отныне Троичное храмоздательство связывается с именем Преподобного Сергия, и не без причины Троичные храмы имели обычно Сергиевские приделы».
 
Икона Св. Троицы
 
«...икона Троичная, дотоле неизвестная миру, появляется впервые в Московский период Руси опять-таки в самом его начале, и художественно воплощает духовное созерцание служителя Пресвятой Троицы — Сергия. Мы сказали: "неизвестная миру"; но и тут, как и в утверждении о Троицком соборе, требуется различение духовного смысла, как символического содержания, и тех исторически выработанных материалов, которые привлечены к воплощению символа».
 
«Нас умиляет, поражает и почти ожигает в произведении Рублева вовсе не сюжет, не число "три", не чаша за столом и не крылья, ... а то, что он воистину передал нам узренное им откро­вение. Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, все­общего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, "свышний мир" Гор­него мира. ... Человеческая культура, представленная палатами, мир жизни — деревом и земля — скалою, — все мало и ничтожно пред этим общением неиссякаемой бесконечной любви; все — лишь около нее и для нее, ибо она — своей голубизной, музыкой своей красоты, своим пре­быванием выше пола, выше возраста, выше всех земных определений и разделений, есть само небо, есть сама безусловная реальность, есть то истинно лучшее, что выше всего сущего. Ан­дрей Рублев воплотил столь же непостижимое, сколь и кристально твердое и непоколебимо вер­ное видение мира. Но чтобы увидеть этот мир, чтобы вобрать в свою душу и в свою кисть это прохладное, живительное веяние духа, нужно было иметь художнику пред собой Небесный Первообраз, а вокруг себя — земное отображение, — быть в среде духовной, в среде умирен­ной».
 
Празднование дня Св. Троицы
 
«Я говорю о Троичном дне, как литургическом творчестве именно русской культуры и даже определеннее, — творчестве Преподобного Сергия. Напомним, что Византия не знала этого праздника, как не знала она, в сущности, ни Троичных храмов, ни Троичных икон. Последнее слово Византии, в области догматической, стало неточным входом первых творческих сил рус­ской культуры. Праздник Пятидесятницы, бывший на месте нынешнего Троичного дня, был праздником исторического, а не открыто онтологического значения. С XIV века на Руси он вы­являет свою онтологическую суть, делаясь праздником Пресвятой Троицы».
 
«Праздник Троицы, нужно полагать, впервые появляется в качестве местного храмового празд­ника Троицкого Собора — как чествование "Троицы" Андрея Рублева. Подобно тому, как служ­ба Иерусалимского храма Воскресения, — в мире, по самому месту своего совершения, единственная, — делается образом и образцом службы Воскресеной, повсюдно совершаемой, и вводится затем в Устав...»
 
Прп. Сергий и идея Русской государственности
 
«Самые странствования Преподобного Сергия, а дальше бесчисленные поколения русских свя­тых, бывших его именно духовными детьми, внуками, правнуками и так далее, до наших дней включительно, разносили с собою русское просвещение, русскую культуру, русскую хозяй­ственность, русскую государственность, а точнее сказать — русскую идею, в ее целом, все сто­роны жизни нашей собой определяющую»
 
Монашеское общежитие, государственное устроение Руси и заповедь любви
 
«Идея Пресвятой Троицы для Преподобного Сергия, была, в порядке общественного строитель­ства, заповедью общежития. "Там не говорят: это мое, это — твое; оттуда изгнаны слова сии, служащие причиною бесчисленного множества распрей", писал в свое время св. Иоанн Златоуст о современных ему общежительных монастырях. Общежительство знаменует всегда духовный подъем: таковым было начало христианства, Начало Киевской Руси также было ознаменовано введением общежития, центр какового возникает в Киево-Печерской Лавре вскоре после креще­ния Руси; и начало Руси Московской, опять-таки приобщившейся новому духовному созерца­нию, отмечено введением в центре Руси Московской общежития, по совету и с благословения умирающей Византии. Идея общежития, как совместного жития в полной любви, единомыслии и экономическом единстве, — назовется ли она по-гречески киновией, или по-латыни — communia, — всегда столь близкая русской душе и сияющая в ней, как вожделеннейшая запо­ведь жизни, — была водружена и воплощена в Троице-Сергиевой Лавре Преподобным Сергием и распространялась отсюда, от Дома Троицы, как центра колонизации и территориальной, и хо­зяйственной, и художественной, и просветительной, и, наконец, моральной».

Свящ. Павел Флоренский
 
 




Внимание!!!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Духовно-Просветительский Центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры»,
а при размещении в сети Интернет – гиперссылку на наш сайт:
http://www.lavra.tv/