Анонсы

 

 
 ПОЖЕРТВОВАТЬ

 

• На ведение миссионерской деятельности... Подробнее…

 

 
 ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ

  

stsl.ru


Газета "Маковец"  >>

predanie.ru

 

История Знаменного хора Троицкого собора

История Знаменного хора Троицкого собора

Когда под сводами Троицкого собора раздается размеренное звучание знаменного хора, кажется, сами стены проникаются этим звуком. Рублевская икона, таинственный полумрак, теплый свет лампад создают особый молитвенный настрой, а древние мелодии служат как бы толкованием возвышенных слов песнопений. Недаром в летописях богослужение часто называется «божественным пением». Знаменный распев - это органичная часть богослужения, с этим были согласны многие ценители древних распевов, среди которых и святитель Филарет Московский, и святитель Игнатий (Брянчанинов), и преподобный Варсонофий Оптинский.

Вплоть до революции одноголосное богослужебное пение сохранялось в монастырях и приходах Русской Церкви, потом многое было утеряно… К счастью, в наше время происходит возрождение утерянных духовных традиций.

Уже с начала 80-х годов в Троице-Сергиевой лавре появляется интерес к знаменному распеву. В то время певческие группы («десятки») студентов семинарии пели в течение недели не только в Покровском академическом храме, но и в Лавре: в Успенском соборе (летом) или в Трапезном храме (зимой). В одной из «десяток» и начали раз в неделю петь литургию знаменным распевом под управлением Анатолия Гринденко.

Певческим материалом стали реконструкции знаменных и строчных песнопений (строчное пение - вид древнерусского многоголосия) преподававшего тогда в Московской духовной академии и Регентской школе Владимира Ивановича Мартынова.

Первым опытом стало пение Божественной литургии в ноябре 1983 года. Многие пожилые насельники монастыря и преподаватели Академии до сих пор помнят об этом богослужении.

«Знаменная десятка» просуществовала приблизительно до 1987 года, когда Анатолий Гринденко создал хор при Издательском отделе, преобразованный впоследствии в хор «Древнерусский распев».

Следующим важным этапом стали труды ныне почившего архидиакона Романа (Тамберга). В 1991 году вместе с несколькими монахами и послушниками отец Роман начинает петь знаменным распевом в возрождающемся Вифанском монастыре, а затем и в открывшемся храме в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при следственном изоляторе Сергиева Посада. Духовенство и прихожане этих храмов полюбили знаменное пение, и с переходом отца Романа из Троице-Сергиевой лавры в Свято-Данилов монастырь практика пения знаменным распевом во время богослужений не прекратилась.

В 1995 году по инициативе наместника лавры архимандрита Феогноста (ныне архиепископа Сергиево-Посадского) было решено проводить регулярные богослужения в Троицком соборе, древнейшем храме монастыря. Троицкий собор, хранящий мощи преподобного Сергия Радонежского, требовал и особого отношения к пению.

История Знаменного хора Троицкого собора

Знаменное пение сочли наиболее соответствующим древней святыне.

Головщиком (регентом) хора Троицкого собора с этого момента был назначен игумен Глеб (Кожевников). Первоначально в древнем соборе пели исключительно насельники монастыря.

Однако занятость монашествующей братии другими послушаниями помимо хора оказалась довольно серьёзной проблемой: на клиросе зачастую оказывалось всего 3-4 человека. Опыт других лаврских хоров подсказывал необходимость привлечения к пению в соборе студентов Семинарии.

К сожалению, в знаменный хор традиционно направляют студентов в основном с не самыми блестящими вокальными данными. Однако, попав в хор, они постепенно совершенствуются и приобретают необходимый опыт, в чём помогает естественность и простота знаменного распева.

К началу 1996 года левый клирос, состоявший из монастырской братии, был упразднён, и две части хора, монашеская и студенческая, были объединены. Постепенно, в течение 1996-2002 годов сложилась структура хора, выделялись регенты из числа студентов и братии. Заместителем игумена Глеба стал Андрей Орлов. На богослужениях хором управляли также Леонид Севастьянов, Александр Логинов, Павел Герасимов, монах Павел (Кривоногов) - ныне архимандрит, благочинный Лавры. Численность певцов приблизительно 20 человек, остаётся с тех пор неизменной и до настоящего времени.

Сложность представляла не только организация самого хора, но и освоение древнерусской певческой традиции. Первоначально пение совершалось по рукописям, оставшимся от архидиакона Романа (Тамберга), широко использовались сочинения в духе древнерусского пения В.И.Мартынова, много лет преподававшего в Академии и Регентской школе. Желание поставить уровень пения в Троицком соборе на должную высоту закономерно заставило обратиться к первоисточникам.

Архивными поисками занялись Андрей Орлов (ныне священник, преподаватель Николо-Перервинской семинарии) и Леонид Севастьянов, в то время семинаристы. Их внимание было обращено в первую очередь на Троицкое собрание рукописей в Российской государственной библиотеке. Важно было найти такой певческий сборник, который имел бы непосредственное отношение к древней певческой традиции Троице-Сергиева монастыря, чтобы исключить вопросы о правомерности его использования на богослужении. Выбор остановили на крюковом Стихираре первой полвины XVII века (РГБ, ф.304, I, №433), из которого были взяты песнопения Божественной литургии и Всенощного бдения.

Расшифровка беспометной крюковой нотации длилась примерно год, большую помощь при этом оказал Денис Коротких (ныне иеромонах Павел, клирик Новодевичьего монастыря).

Результаты расшифровок подвергались корректировке на протяжении еще ряда лет.

Поскольку в Троицком соборе Лавры не совершается вечернее богослужение, клиросная практика певцов знаменного хора остаётся неполноценной, что составляет внутреннюю проблему хора. С этим была связана ещё одна страница истории знаменного хора. В 2000 году архимандрит Феофилакт (Моисеев), наместник Гефсиманского Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавры, пригласил основной состав хора для пения праздничных всенощных бдений. Ещё до революции этот скит был известен строгостью своего устава и знаменным пением. Практика участия студентов МДАиС в скитских богослужениях продолжалась вплоть до 2002 года.

С 2001 года регентами певческих групп были назначены иеродиакон (с 2008 года иеромонах) Зиновий и иеромонах Вадим. Они до настоящего времени управляют хором в будние дни, а также по воскресеньям и праздникам, в отсутствие старшего регента игумена Глеба. Спевки проводит иеромонах Зиновий. Он же, на основе Синодальных изданий, заново отредактировал и переписал круглой нотой и крюками сборник песнопений Божественной Литургии.

В настоящее время можно говорить о стабильности состава хора и используемого певческого материала, об установлении преемственности певческого коллектива. Каждый год новые студенты МДАиС присоединяются к хору и начинают изучение древнерусской певческой традиции. А выпускники, покидая Лавру и Семинарию, отправляются в родные края, унося в своём сердце крепкую любовь к древнерусскому церковному пению и уставной службе.

Андрей Дементьев, 5 курс МДС

Источник: Сайт МДА





Внимание!!!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Духовно-Просветительский Центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры»,
а при размещении в сети Интернет – гиперссылку на наш сайт:
http://www.lavra.tv/