ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ

  

stsl.ru


Газета "Маковец"  >>

predanie.ru

 

Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас!

В 2014 г. мы отмечаем 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое значение как для основанной им Троице-Сергиевой лавры и Сергиева Посада, так и для России в целом.

По слову русского историка В.О.Ключевского, «при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое... <…> Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка».

Преподобный и богоносный отец наш Сергий родился в селе Варницы Ростовской области от благоверных родителей Кирилла и Марии, и был наречен при рождении Варфоломеем. На месте рождения Преподобного воздвигнут Троице-Сергиев Варницкий монастырь, отстроенный и благоукрашенный...    Подробнее...

 

 
ФИЛЬМЫ, ЛЕКЦИИ, СТАТЬИ,  ФОТОГРАФИИ

 

Келейники Преподобного Сергия

Благочинный Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Павел (Кривоногов)

Разговор у Преподобного Сергия с благочинным Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Павлом (Кривоноговым).

– Жизнь монаха – что в ней особенного?

– Жизнь монаха – стремление всецело отдать свою жизнь Богу, послужить Ему всеми силами своей души. Реализуется это стремление через послушание, то есть отсечение своей воли и исполнение заповедей Божиих, заветов святых отцов и Устава монастыря. Если бы нам иметь перечень болезней, который есть у некоторых из наших братий, проживших в монастыре не один десяток лет, мы бы просто не сдвинулись с кровати, сказав, что с такими диагнозами ходить нельзя. А они ходят на службы, несут послушания. Не потому что боятся нарушить нечто человеческое, они боятся нарушить Божие. Когда перед Великим постом у одного брата случился инфаркт миокарда, врачи не смогли уговорить его лечь в больницу. «Ну, как же Великий пост, первая седмица… Как же это в больницу? Я не смогу, не смогу…» В это утро братия уговорила его не пойти только на братский молебен и на раннюю Литургию. «Мне нужно помянуть», – и он пошел на позднюю. В остальные дни во время всего Великого поста он ходил на братский молебен и на службы утром и вечером и пил прописанные лекарства. Когда после Пасхи ему сделали кардиограмму, оказалось, что инфаркт отступил. Другой пример – у брата температура под 40, а он ходит на службы и на послушания, весь обливаясь потом. Врачи укладывают его в кровать, что им с трудом удается сделать. Или у батюшки, которому уже 87 лет, полгода назад был перелом бедра. Кость, естественно, в этом возрасте уже не срослась. Но это не мешает ему ходить на службы. Его никто не заставляет! Его понуждает желание быть с Богом. Это показатель полной самоотдачи Богу. А не красивые слова. Это жизнь опытных монахов, которая является для нас примером. Другому брату в его 80 лет сделали серьезную операцию. Он сейчас не служит, потому что просто не может выстоять Литургию. Он мог бы лежать в келлии: его бы там причащали, приносили бы туда все необходимое, – у него есть келейник. Но он сам ходит на службы, в трапезную. И даже попросился, чтобы его поставили на послушание. У него язык не повернется сказать, что он делает что-то особенное. Хотя даже то, что он просто выжил после той операции, само по себе чудо. Это настоящие монахи; те, кто, прожив в Лавре 50 и более лет, стали ими.

– Как стать настоящим монахом?

– Чтобы стать монахом, надо видеть монаха, ежедневное исполнение им обетов монашеской жизни. Старшие братья – хотят-не хотят, болеют-не болеют – по ним можно часы проверять: этот каждое утро в 5.20 спускается по лестнице на молебен, другой через две минуты его догоняет. Один встает на молитву в 2 часа ночи, другой в пол 3-го, третий – в пол 4-го. И это еженощно. Кто-то скажет: нудно. Нет, монахи встают на встречу с Богом. Поэтому это не нудно, хотя и требует понуждения. Это осуществление в своей жизни Евангелия и отеческой традиции не по букве, а по духу. Жизнь по Уставу становится естественной потребностью насельника монастыря.

Келейники Преподобного Сергия

– Монашеская традиция Троице-Сергиевой Лавры, как и практически всех монастырей России, в XX в. прерывалась. Как формировался современный Устав Лавры?

– Первый после возрождения Лавры в 1946 г. Устав был составлен при архимандрите Пимене (Извекове), наместнике Лавры, будущем Патриархе.  При Патриархе Алексии II Устав в 2006 г. переписали и дополнили. Обстановка в 1950-ые гг. была другая. Устав отражает монашескую традицию для монаха сегодня.

– Что требуется от желающего вступить в число лаврской братии?

– Истинное желание жить монашеской жизнью. Твердость своего намерения человек должен проверить у себя прежде всего сам. Для поступления в монастырь, конечно, нужна, рекомендация духовника. И это не фикция, не просто бумажка, которую подписал тот или иной приходской священник. Выбор монашеского пути – это новый кардинальный поворот в жизни человека. И рекомендация духовника является определяющей. Чтобы ее получить надо иметь реальное общение с духовником. А потом человек ставится на послушания, и его отношение к порученным ему обязанностям показывает, по крайней мере, внешнюю сторону его желания работать Господу. Проверяется, насколько это желание у него постоянно. Насколько он последователен в своем решении.

– Кто поступает сегодня в число братии? И какой путь проходит человек от вступления до пострига?

– Среди поступающих есть и молодежь, и зрелые люди. В вопросе о постриге определяющим является решение Духовного собора монастыря. Индивидуально рассматривается каждый конкретный случай. Главная «скрепка» здесь, конечно, духовники. А путь у каждого брата свой. Человек может всю жизнь называться хирургом и так и не стать им. Все зависит от человека, от его желания. Если он хочет встречи с Богом, у него будет Сретение Господне. Как старец Силуан, еще будучи молодым иноком, воззвал к Богу: «Ты неумолим!» И тут же увидел Его. Или пустынники после продолжительной брани видели Господа: «Боже! Где же Ты был?» «А Я смотрел, как ты сражался».

– Как складывается день насельника обители?

– В 5.30 – братский молебен, утренние молитвы, полуношница, ранняя Литургия, потом братия расходится на  послушания. У каждого свое: кто-то пономарит, кто-то стоит за ящиком, кто-то пишет иконы, кто-то книги редактирует, кто-то лечит братию, студентов Академии и сотрудников. Завтрак по желанию, в 12.00 – общая братская трапеза, обязательная для всех. Вечернее богослужение. Ужин – по желанию. Вечернее правило келейно. 

– Жизнь в скитах чем-то отличается от лаврской?

– Да, отличается, однако это единое братство. У каждого скита – свои особенности, в частности в расписании литургической жизни. Например, в Сергиевском скиту служба начинается в 2 часа ночи. Они живут по Афонскому Уставу уже более 10 лет. Сейчас там 15 монахов. Периодически братия из Лавры отпрашиваются туда, чтобы пожить неделю–две.

– В отпуск?

– Нет, знаете, это не совсем отпуск. Это, конечно, и не наказание. Но пожить в их режиме – требует некоторого напряжения воли и сил. Братия встает там на молитву еженощно в 12 часов ночи, чтобы до Литургии вычитать еще Правило.

– Как сегодня в Лавре исполняются заветы Преподобного Сергия?

– «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную», «страннолюбия не забывайте». Если говорить о последнем, то для паломников появляются новые возможности остановиться при Лавре. Восстановлена Старая Лаврская гостиница, создана Вознесенская гостиница с двухэтажной трапезной для паломников, действует Странноприимный дом. Есть гостиницы на Всесвятском подворье и в Черниговском скиту Лавры.

– Насколько сегодня братия выполняет духовническую миссию окормления мирян?

– Есть отдельное послушание – духовника богомольцев. Исповедь совершается каждый день в 6.00 и 9.00 утра. И в течение всего дня монахи дежурят в храмах, в том числе отвечают на вопросы паломников. Еженедельно в лектории, куда вход свободен для любого желающего, проводятся встречи и беседы, читаются лекции на духовно-нравственные темы.

– Старец Паисий Святогорец основной бедой Церкви и монашества сегодня называл проникновение в нашу жизнь мирского духа. При том обилии паломников, которые стекаются в Лавру, как этого избежать?

– Когда люди идут к неиссякаемому источнику, количество пивших из него, не убавляет этого источника. Вся высота этого места не потому ощущается, что монахи тут живут, а от того, что Преподобный Сергий здесь. Когда под ноги ослику, на котором ехал Господь, кидали цветы и одежды, это же выстилали путь не ему. И мы здесь келейники Преподобного. Люди сюда идут не к нам, а к Преподобному Сергию. И мы к нему сюда пришли. Реальная память и жизнь пред лицом Преподобного соделает монаха его учеником и сохранит от соблазнов мира сего.

– Какую ответственность возлагает на братию несение послушаний в духовном центре России – основанной Игуменом Земли Русской Троице-Сергиевой Лавре?

– Ответственность – это осознание человеком того, что второй раз он этот день уже не проживет. Другого такого дня просто не будет. Если монах живет пред Богом каждый день, час, минуту, то в первую очередь он несет ответственность перед Господом. И конечно, как ученики Сергия, мы в ответе перед Преподобным.

– Чувствуете его участие в жизни обители?

– Преподобный Сергий управляет в Лавре всем как Игумен монастыря, и помогает каждому брату в его трудах, послушании, несении монашеского креста. У каждого брата есть свои переживания, и свои встречи с Преподобным. Один брат однажды решил, что лучше не пойдет на братский молебен, а полежит в кроватке. Ему явился Преподобный Сергий: «Мои ученики все на братском!» После этого он с ревностью ходит на все братские молебены, не пропуская ни одного! В самом начале 1990-х гг. был случай, когда в Лавре не было денег, а из коммунальных служб позвонили и предупредили: «Если счета не будут оплачены к конкретному числу, отключаем в Лавре свет, воду и газ». В последний день указанного срока утром в Троицкий собор приходит человек и передает дежурному за ящиком сверток. Там деньги: рубль к рублю – ровно та сумма, которую необходимо заплатить.

– Что изменилось в Лавре за последние 20 лет, которые принято называть временем возрождения Православия в России? И ощущаются ли здесь изменения, которые происходят в миру?

– Каждый день что-то меняется в жизни не только монастыря, но и всего мира. Это зависит от каждого человека. Если он больше грешит, то приближает разрушение мира. Если же прилагает усилия к покаянию и исправлению жизни по заповедям Божиим, то тем самым в контексте судеб всего мира служит созиданию, укреплению и возрождению. Не важно при этом, где он находится и что конкретно делает. Трудно выделять тенденции. Это постоянная борьба, она ведется и внутри и вне стен монастыря.

Беседовала Ольга Орлова

Источник: ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЕ ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ИЗДАНИЕ





Внимание!!!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Духовно-Просветительский Центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры»,
а при размещении в сети Интернет – гиперссылку на наш сайт:
http://www.lavra.tv/