Анонсы

 

 
 ПОЖЕРТВОВАТЬ

 

• На ведение миссионерской деятельности... Подробнее…

 

 
 ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ

  

stsl.ru


Газета "Маковец"  >>

predanie.ru

 

Слово о Свято-Троицкой обители и Преподобном Сергии

Игумен Георгий (Тертышников)«Жизнь христианина всегда и во всех обстоятельствах должна быть посвящена Богу. Свое спасение человек может совершать во всяком положении. Никакое место, никакое время не отделяет нас от вездесущего Бога. Преподобный Сергий спасался и в семье, когда ухаживал за родителями, спасался и в пустынном одиночестве, когда пришел на Маковец, спасался и став во главе монастырской братии, когда принял над ней начальство... Братия и сестры! Будем нести наше земное служение, наши земные обязанности как возложенные на нас Богом, исполняя их добросовестно, с усердием, приготовляясь дать отчет об исполнению их Богу. Дела земные будем совершать с целью богоугождения, и земные дела сделаются небесными. Тогда мы будем истинными последователями Господа Иисуса Христа, достойными учениками аввы Сергия, который всегда будет нам путеводной звездой в обители Отца нашего Небесного. Аминь».

Игумен Георгий (Тертышников)

Отец Павел Флоренский«...от преподобного Сергия многообразные струи культурной влаги текут как от нового центра объединения, напаивая русский народ и получая в нем своеобразное воплощение. Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу; нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская наука - все это линии русской культуры сходятся к преподобному. В лице его русский народ сознал себя; свое культурно-историческое место, свою культурную задачу, и только тогда сознав себя, - получил историческое право на самостоятельность. Куликово поле, вдохновленное и подготовленное у Троицы еще за год до своей развязки, было пробуждением Руси как народа исторического; преподобным Сергием начинается история».

Отец Павел Флоренский

Святитель Филарет Дроздов«... вся Троицкая обитель есть памятник чего чудного посещения, потому что вся судьба ее в продолжении веков есть исполнение обетования Небесной Посетительницы: «Неотступна буду от места сего». Но если памятнику свойственно возвращать мысль ко времени и предметам, то прости мне, великая Лавра Сергиева, мысль моя с особым желанием устремляется в древнюю пустыню Сергиеву. Чту и в красующихся ныне храмах твоих дела святых, обиталища святыни, свидетелей праотеческого и современного благочестия; люблю чин твоих богослужений, и ныне с непосредственным благословением преподобного Сергия совершаемых. С уважением взираю на твои столпостены, не поколебавшиеся и тогда, когда поколебалась было вся Россия; ... но при всем том желал бы я узреть пустыню, которая обрела и стяжала сокровище, наследованное потом Лаврой».

Святитель Филарет (Дроздов)

Из письма монахов Троицкого монастыря первому русскому Царю Иоанну Грозному (1530-1584)«... как в прошлом Пречистая возлюбила на востоке Святую Гору Афон и телесно там походила Своими святыми стопами, так и ныне, и большим милосердием и милостью и изволением Всемилостливого Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Богородица услышав Своего угодника молящегося великого в чудесах преподобного Сергия, и снизойдя духом не по земли от места на место плотью ходя, но от страшного и трепетного и неисповедимого престола Сына и Бога Своего со святыми Его учениками, пришла от Небес на землю в Богоименитую и в Свою великую обитель к Своему угоднику великому Сергию и чудное обещание даровала, что будет неотступно пребывать от Своей обители, и прославит Свою обитель, и она будет всеми благами изобиловать, и как отцы глаголют, станет она второй Святой Горой и не погрешила».

Из письма монахов Троицкого монастыря первому русскому Царю Иоанну Грозному (1530-1584)

Святитель Филарет (Дроздов)«Кто покажет мне малый деревянный храм, на котором в первый раз наречено здесь имя Пресвятой Троицы? Вошел бы я в него на всенощное бдение, когда в нем с треском и дымом горящая лучина светит чтению и пению, но сердца молящихся горят тише и яснее свечи, и пламень их достигает до неба, и ангелы восходят и нисходят в пламени их жертвы духовной. Отворите мне дверь тесной кельи, чтобы я мог вздохнуть ее воздухом, который трепетал от гласа молитв и воздыханий преподобного Сергия, который орошен дождем слез его, в котором впечатлено столько глаголов духовных, пророчеств, чудодейственных. Дайте мне облобызать порог ее сеней, который истерт ногами святых и чрез который однажды преступили стопы Царицы Небесной. Укажите мне еще сени другой кельи, который в один день своими руками построил преподобный Сергий и в награду за труд и за глад нескольких дней получил укрух согнивающего хлеба...»

Святитель Филарет (Дроздов)

Архимандрит Кирилл (Павлов): «За свое смирение преподобный удостоился от Бога дара чудотворения и молитвенной помощи всем, кто с верою и смирением же призывает его имя в своих молитвах. По переселении на небо он печется об основанной им обители и ее насельниках, в трудные времена являясь некоторым из братии, утешая и ободряя их к терпеливому перенесению посланного от Господа испытания... Так близок преподобный Сергий к своей Лавре. И для нас с вами он дорог, как молитвенник за нас и как покровитель ее. Поэтому, дорогие братия и сестры, совершая молебное пение преподобному, всегда будем прославлять его с чувством благодарности, потому что ради его молитв мы и до настоящего времени имеем возможность молиться и спасаться в тихой его обители».

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Митрополит Московский Платон (Левшин - 1737-1812)«Похвалы ли преподобному Сергию возглашать? Должны то, но не языком, а сердцем. Усердие ли свое ему изъявлять? Должны то, но не наружным токмо почитанием и поклонением, а паче внутренним подражанием жизни его и истинным покаянием. Он был благочестив, но что, ежели душа наша не благочестием, а нечестием исполнена? Он был постен, но что, ежели мы невоздержанны? Он был смирен, а мы ежели горды? Он был нищ и нищеты любитель, а мы пристрастны к богатству, и в нем все свое блаженство поставляем. Он был чистосердечен и искренен, а мы, ежели лживы, хитры и лукавы? Он был чист телом и духом, а мы и духом расслаблены и телом осквернены. Может ли святой Божий от таковых принять похвалы, принять поклонение и моление? Однако, не преставал и не престаю восхвалять его, дабы через сие изъявить хотя то, что я удивляюсь его делам и молитвами его желаю исправления жизни моей и богоугодной кончины».
Митрополит Московский Платон (Левшин - 1737-1812)

Архимандрит Евлогий (Смирнов)«Когда мы взываем к преподобному, как скорому помощнику и преславному чудотворцу, то разумеем его помощь прежде всего в деле спасения души, как «единого на потребу». Душа больше пищи, и тело одежды (см.: Мф.6,25) и даже всего мира. О, если бы мы обращались к нему с тем, чтобы он помог нам спастись от греха, избавиться от всего того, что мертвит нас, погружает во мрак страстей, мы получили бы отклик от него самый скорый, самый действенный. Оттого наши молитвы даже у самой гробницы иногда тяжелы и не услышаны бывают святым, что не о том просим, что нужно душам нашим».

Архимандрит Евлогий (Смирнов)

Протоиерей А. Ветелев«Вся жизнь преподобного убедительно свидетельствует, что борьба с грехом не только возможна, но отнюдь не безнадежна. Эта борьба, если она непрерывна и упорна, несет с собой радость победы, радость духовного раскрепощения и обновления. Преподобный с помощью Божией вышел победителем из этой борьбы, и с тех пор тянется к авве Сергию сердце верующего человека, уповающего на его помощь в борьбе с грехом и пороком. Он как бы ощущает его чистоту, благость и святость, любовь к каждому из нас. Этим объясняется то особое духовное состояние, которое мы испытываем в дивной Лавре преподобного».

Протоиерей А. Ветелев

Митрополит Московский Филарет (Дроздов)«Лавра Сергиева и пустыня Сергиева есть одна и та же, и тем же богата сокровищем, то есть Божьею благодатью, которая обитала в преподобном Сергии, в его пустыне, и еще обитает в нем и в его мощах, в его Лавре... Если же приступая с молитвою к Святому, в тоже время приступаешь с верою к Богу: то преклоняешь к себе и сосуд и заключенную в нем благодать; молитва Святого восходит к Богу, и возносит твою молитву; благоволение Божие нисходит, дарование Божие во святом движется, и, по мере твоей веры, орошает твою душу; благословение Божие осеняет твои мысли и дела, и твои благие желания исполняются».

Митрополит Московский Филарет (Дроздов - 1782-1867)

Борис Константинович Зайцев«Как святой, Сергий, одинаково велик для всякого. Но для русского в нем есть как раз и нас волнующее: глубокое созвучие народу, великая типичность - сочетание в одном рассеянных черт русских... Все, кто бывали в Лавре, поклоняясь мощам преподобного, всегда ощущали образ величайшего благообразия, простоты, правды, святости, покоящейся здесь».

Борис Константинович Зайцев (1881-1972)

Василий Осипович Ключевский: «...народ, сто лет привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом, встал на поработителей и не только нашел в себе силы встать, но пошел искать татарских полчищ в открытой степи и там повалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многочисленными костями. Как могло это случиться?.. Примером своей жизни, высотой своего духа прп.Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в будущее... Преп.Сергий своей жизнью, самой возможности такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертней, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривших их светоч».
Василий Осипович Ключевский (1841 -1911)





Внимание!!!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Духовно-Просветительский Центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры»,
а при размещении в сети Интернет – гиперссылку на наш сайт:
http://www.lavra.tv/