Анонсы

 

 
 ПОЖЕРТВОВАТЬ

 

• На ведение миссионерской деятельности... Подробнее…

 

 
 ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ

  

stsl.ru


Газета "Маковец"  >>

predanie.ru

 

Праздничные дни и праздники Православной Церкви

Приветствую вас, братья и сестры. С праздником вас нашим, православным – с Крестопоклонной неделей и днем памяти сорока мучеников Севастийских. Действительно, сейчас такое время радостное, время поста, весна души, когда мы с вами хоть телом желудок и притесняем, но в результате душа наша начинает цвести. Вы наверняка и сами замечали, что чем больше мы постимся, чем легче у нас жизнь становится. Особенно к концу поста начинаешь летать как на «крылышках», потому что действительно душа начинает расцветать.

Естественно, так как пост – это время сражения с врагом рода человеческого, то на время поста приходится особое время нападения сатаны. И одним из главных признаков нападения врага является искушение, в которое враг нас пытается втянуть при помощи светских, даже революционных праздников.

Недавно было 8-ое марта, до этого был День Красной армии – 23-го февраля, сейчас будет истерика на телевидении в связи с 1-ым апреля, а затем уже наступит Вальпургиева ночь, которую все знают, как 1-ое мая. И вот здесь возникает очень важный момент: каким образом мы с вами, православные христиане, должны ориентироваться в этих праздниках? Как нам к этому относиться? Как нам с вами вести себя, когда мы сталкиваемся со светскими праздниками? Как нам правильно проводить церковные праздники? И вообще – в чем смысл праздников как таковых?

Часто мы живем в каком-то ритме, но смысл этого ритма остается для нас закрыт – мы не понимаем, зачем это нужно. Слово «праздник» происходит от слова «праздность», то есть «ничегонеделание» – не делание обычных повседневных дел. Самым первым праздником, который появился в истории мира, был праздник, который отпраздновал Сам Господь Бог. Это была суббота, когда Господь Бог почил «от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2:2).

Интересно, что когда мы читаем в Книге Бытия о том, что Бог почил от Своих дел, то находим, что сказано: не от всех дел, а от дел, в «которые Бог творил и созидал» (см. Быт. 2:3). То есть, Бог почил от тех дел, которые начал. Но есть и не начинавшиеся дела, от которых Бог не почил. Знаете от каких? Эти дела называются добродетелями.

То есть, Господь изначально, в вечности пребывает в Любви. Вся Троица Божественная пребывает в вечном движении Божественной Любви: Отец отдает Себя Сыну и Святому Духу, Дух отдает Себя Отцу и Сыну, Сын отдает Себя Отцу и Духу. И Троица Единосущная пребывает в вечном движении Божественной Любви, в вечном движении радости, в вечном движении счастья. Недаром Господь говорит, что у Него в правой руке есть источники вечного блаженства.

Эти блаженные дела никогда не начинались и никогда не закончатся. И мы должны в них вступать во время праздников. Мы должны упраздниться, для того чтобы войти в эту бесконечную радость Бога Всемогущего. Надеюсь, что все мы с вами сегодня немножечко поучаствовали в этих делах Бога. Ведь когда мы приходим на литургию, мы касаемся Животворящей Любви Бога.

Знаете, кто служит на литургии? Не батюшка. А кто поет на литургии? Не хор. Все молитвы литургии обращены Богу Отцу, но кто обращается к Отцу? К Отцу обращается Бог Сын устами Своего Тела. Мы же Церковь – Тело Христово. То есть через нас Сын Божий прославляет Своего Отца.

А когда прославляется Христос, Его прославляет нашими устами Бог Отец. То есть, та служба, в которую мы входим, и которая является сердцевиной всех наших праздников – это участие нас во взаимной Любви Святой Троицы. Это и есть настоящий корень всех праздников: участие в несотворенной жизни Святой Троицы, участие в этой Царственной Любви, которая царит за пределами времени, которая становится доступной для нас с вами.

Именно поэтому, Господь говорил, когда обсуждал субботу, что в субботу надлежит делать добро. Нам в дни Бога надлежит делать дела Божии. Все, наверное, знают, что в церковные праздники: в воскресенье, на Пасху, в другие великие праздники нельзя заниматься личной работой, нельзя делать генеральной уборки, заниматься большой готовкой и тому подобное.

Но многие люди при этом забывают, что можно заниматься этими делами в том случае, если ты помогаешь больному, сироте, вдове, то есть, когда ты помогаешь ближнему. Об этом часто забывается, а, между тем, это тоже продолжение этого великого праздника Бога.

И вот, когда Господь создал праздники, Он их создал именно для того, чтобы мы могли в этой суетной жизни, в этом суетном времени выходить в вечность. Для нас праздники – это окошки в то время. Потому что мы бегаем как белка в колесе, а праздник нам дает возможность вздохнуть широкой грудью.

Но мы знаем, что в этом мире идет война, война между Богом и дьяволом, которая проходит в нашем сердце, мы знаем, что человечество было втянуто в эту войну, к сожалению, на стороне дьявола с момента грехопадения. И мы должны понимать, что и дьявол устроил такие же окошки, только в другой мир, в подземье. И именно таким образом возникли праздники врага рода человеческого, дьявола.

Блаженный Августин говорил, что «дьявол – это обезьяна Господа Бога». И главное коварство сатаны в том, что он праздники Бога вывернул наизнанку. Если мы обратимся к первым главам Книги Бытия, мы увидим, например, что Адам и Ева и их дети праздновали день сотворения мира, день нового года. Но уже тогда дьявол осквернил этот праздник, первый день весны, тем, что именно в этот день Каин убил Авеля, в день нового года. То есть, это было начало осквернению праздников Божиих.

Затем Бог установил праздники, праздники благодарности за урожай, за то, что Бог нам дал светило. Поэтому возникли праздники благодарения Бога за посев, за урожай и так далее. Но дьявол сделал так: он обернул эти праздники так, чтобы люди поклонялись не Богу, а творению вместо Творца.

Поэтому возникли развратные ритуалы, связанные с праздниками урожая, связанные с почитанием языческих богов. А мы знаем, что языческие боги – это демоны, злые духи, которые убивают душу человека. И поэтому возникла необходимость христианам размежеваться с праздниками язычников.

Это началось еще в Ветхом Завете, когда Бог в категорической форме запрещал верным Ему евреям участвовать в языческих ритуалах. Некоторые спрашивают: а почему, например, в Ветхом Завете были запрещены определенные виды пищи? Почему в Библии, например, было запрещено вкушать козленка, сваренного в молоке матери? Из него, кстати говоря, выходит кошерное требование о том, что нельзя есть молоко и мясо вместе.

Запрет этот был связан с тем, что иудеям, верным Богу, было запрещено участвовать в праздниках в честь богини разврата. А ее почитали именно тем, что козленка варили в молоке матери. А это, кроме всего прочего, конечно, проявление крайней жестокости – мать дает молоко, чтобы кормить своего ребенка, а ребенка в этом молоке варят. Вот чтобы научить людей не быть жестокими, и чтобы не могли есть вместе с язычниками иудеи, для этого Господь и отгородил от этих праздников Свой народ.

И многократно были случаи, когда Бог карал людей за участие в культах языческих богов. Самый яркий пример, вы, наверное, помните, когда построили золотого тельца, народ стал есть и пить, а потом встал играть – после этого Господь навел наказание на народ Израиля за отступление от Бога.

И действительно, по церковным правилам, по правилам VI Вселенского собора, который уже касается христиан, запрещено под угрозой отлучения от Причастия участвовать в праздниках Календ, Сатурналий и Врумалий. Календы – это праздники в честь начала месяца. Слово «календарь» отсюда же. Врумалии – это праздники начала весны, Сатурналии – праздники середины зимы. Сатурналий – это был праздник, пик которого приходился на 1-ое января – день Януса. В этот день осуществлялся неистовый разврат. Он таким и остался, собственно говоря, вы понимаете.

И здесь Церковь говорит, что недопустимо клирикам и мирянам в этих праздниках участвовать. То есть для нас есть первый вид праздников, который запрещен – это праздники в честь языческих богов. В нашей жизни такие праздники, которые касаются непосредственно нас, это Куйрам-байрам – праздники мусульман, праздники, связанные с буддистами – особенно в тех регионах, где проживает много буддистов. В России праздник, который совершенно недопустимо праздновать, это праздник китайского Нового года. Потому что все эти праздники связаны с идолопоклонством, а китайский Новый год – особенно: животные привязаны к каждому году и так далее. Все эти праздники делают человека нехристианином.

Точно также христианин не может праздновать гражданский Новый год в языческом смысле. То есть, если вы Новый год отмечаете не молитвой святому мученику Вонифатию, обращая наших бедных пьяниц от их недуга, а пьянством, или, тем более, подбираете по фэн-шую какие-то особенные обряды этого праздника: сегодня год быка или крокодила какого-нибудь, и начинаете под него подстраиваться – вы отступаете от Бога и перестаете быть христианами. Идолопоклонство и христианство – вещи несовместимые. Категорически недопустимо для христианина почитание твари вместо Творца.

Здесь мы сталкиваемся с очень интересной вещью. Дело в том, что есть явно идолопоклоннические праздники, но есть праздники, которые связаны с откровением Божиим, но в той его фазе, которая уже преодолена и изменена. Мы с вами знаем, что Бог сначала открыл Себя народу Израиля, а потом дал высшее откровение для всех народов земли, откровение через Иисуса Христа Спасителя, Сына Божьего.

И вот древние праздники иудеев утратили свою силу, они стали тенями, которые потеряли свой смысл для христиан. Именно поэтому, например, христианам категорически недопустимо участвовать в иудейских праздниках.

Кстати, этот вопрос тоже очень важный, потому что вы знаете: часто у нас бывают родные, знакомые, друзья – евреи. Сегодня весь мир перемешался очень сильно. И очень часто происходит так, что сейчас, весною, особенно постом, людей угощают, например, мацой. И многие люди считают, что это совершенно нормально и естественно.

Надо напомнить: правила Святых Апостолов говорят, что человек, который ест опресноки (то есть мацу), участвует в иудейских праздниках, отлучается от Святого Причастия. Это касается именно религиозной пищи. Точно так же, как, например, христианин не может есть жертвенное мясо, которое раздают в Куйрам-байрам.

Но здесь возникает вопрос: а как нам относиться к праздникам еврейским? Всем, наверное, известно, что 8 марта связано с революционерами, особенно с революционерками, которые были еврейского происхождения – очень многие отцы нашей российской революции были по национальности евреями и с детства воспитывались в иудаизме, хотя потом от него и отреклись. Да, конечно, они не были иудеями религиозными к моменту революции, но память у них была.

И день памяти праздника Пурим, праздника Жребия, праздника в честь святой Есфири установленного, они посвятили прославлению женщины-революционерки. И тут возникает вопрос: как нам к этому празднику относиться? С одной стороны, мы, христиане, понимаем, что мы почитаем святую Есфирь, память ее у нас совершается за два воскресенья до Рождества Христова, в неделю Праотцев. Там специально почитается святая Есфирь среди других жен: святой Сарры, святой Ревекки, святой Рахили, древних ветхозаветных праведниц.

Поэтому, конечно, когда у нас начинают ругать библейскую Книгу Есфири – это недопустимо для христианина. Потому что то избавление, которое Бог дал через Есфирь в древности, было Божие дело. Поэтому, собственно говоря, в Библию и включена эта Книга.

Но возникает вопрос: вот эти древние события для нас сохраняют какое-то значение? Сохраняет, но только прообразовательно – это была подготовка к настоящим праздникам, которые дал нам Господь.

Если евреи праздновали и празднуют до сих пор избавление от фараона, от Амана с его персидской жестокостью, от других древних завоевателей, это праздники прообразовательные, потому что фараон, Аман – это были образы дьявола. А в этом смысле у нас есть полная аналогия – Святая Пасха. Зачем нам тень, когда у нас есть подлинник? Главное наше освобождение от дьявола состоялось тогда, когда Христос воскрес из мертвых. И вот тогда истинный враг людей – не человек, а сам дьявол – был лишен сил Крестом, и поэтому главный праздник замещает все древние праздники народа Божьего. И Пасха является торжеством, которое есть отражение всех древних случаев избавления народа Богом.

И когда сейчас люди-христиане начинают праздновать 8-ое марта, здесь возникает такой интересный момент: получается, с одной стороны, христиане участвуют в иудейском празднике, что церковными правилами запрещено. Хотя мы и знаем, что Пурим двигается по дням, потому что он определяется по лунному календарю, но, тем не менее, само событие «8-ое марта» было изначально связано именно с Пуримом. Но самое главное, с другой стороны, каков идеал этого праздника? Кто является идеалом праздника Пурим? Это – святая Есфирь, прародительница, которая при помощи своего влияния защитила свой народ, тогда еще народ Божий.

Но революционерки не были защитницами своего народа! Они были именно революционерки, их идеалом был переворот, уничтожение традиционной системы ценностей, а по-русски говоря, уничтожение Святой Церкви. Уничтожение и народов, которые входят в Святую Церковь: русского и других народов, который были вены Богу.

И какой идеал женщины предлагает нам праздник 8-го марта? Это не мать, так ведь? Это – идеал феминистки. А мы знаем, что первой феминисткой была Ева, когда она решила разобраться со змеем сама по себе, без мужа и без Бога. В результате этого произошло грехопадение. И как раз вот этот идеал феминистки, который на 8 марта приходится, конечно же, для нас – крайне неподходящий. Разве можно создать крепкую семью, тогда когда женщина непрерывно борется за свои права? За права женщины на независимость ото всех и ото вся, включая заповеди Божии. Ничего крепкого на этом не построишь.

Точно так же, как, например, День защитника отечества в день заключения Брест-Литовского мира очень сложно праздновать. День, когда мы потеряли Украину, когда мы потеряли Беларусь, в день, когда мы потеряли Прибалтику в результате Брест-Литовского мира – это никак не день защитника отечества. Это день, скорее, ненавистника отечества.

Я понимаю, если бы у нас на день Куликовской битвы или на день Бородинской битвы сделали такой праздник. Или даже в день Курской дуги или на 9-ое мая сделали День защитника отечества – это были действительно реальные победы. А сейчас идеалом у нас опять становится кто? Солдат мировой революции. Идеал солдата, который разрушает всё, это идеология тех, кто хочет все перевернуть с ног на голову, идеология того солдата, который вооруженной рукой хочет уничтожить христианское влияние в этом мире. Вот в этом и состоит идеология 23-его февраля, которая была с самого начала.

Сейчас – да, слава Богу, потихонечку все это выхолащивается, но корни-то остались, понимаете? Это очень важно задумываться – что мы вкладываем в это явление!

Конечно же, мы можем сказать: да, если нас поздравили в день 8-го марта, нужно сказать «спаси, Господи». Я всегда советую делать вот так: дорогих наших барышень поздравили с 8-ым марта, сказать: «Да, спаси, Господи, мы вас тоже поздравляем с Великим постом!» В этом году – с неделей Торжества Православия, с наступающим (или наступившим) праздником обретения Главы Иоанна Крестителя. Потому что, вы знаете, что в зависимости от високосного или невискосного года на 8-ое или на 9-ое марта приходится праздник Первого и Второго обретения главы Иоанна Крестителя.

То есть мы можем не переходить на конфликт, но внутренне – мы обязаны дистанцироваться. Точно также, особенно это касается праздника 1-го мая. 1-ое мая – это День международной солидарности трудящихся, День труда, а на самом деле – опять-таки день революционера. Недаром, при товарище Сталине было всего два государственных праздника: день 7-го ноября – день красной кровавой революции и день 1-го мая.

Что это за странный день? В календаре Римо-католической Церкви это праздник святой мученицы Вальпургии. Поэтому ночь с 30-го апреля на 1-ое мая называется Вальпургиева ночь. Это старый праздник всех дьяволопоклонников. Это считается день, когда все ведьмы собираются, чтобы прославить дьявола на ведьминском шабаше на Лысой горе.

Интересно, что этот праздник изначально противопоставлялся праздникам Бога. Во времена патриарха Тихона, в 18-ом году было две конкурирующих колонны: был Крестный ход в честь Пасхи, который возглавлял патриарх Тихон в Москве, а против него шел красный кровавый ход-демонстрация, которая выступала против этого. Это противопоставление праздника Пасхи и праздника сатаны – сохраняется до сих пор.

На самом деле, ведь никто не объясняет, почему именно 1-го мая? Какие-то «маевки» были – а почему их именно в этот день сделали в Чикаго? На самом деле, смысл очень простой: дело в том, что революцию делали люди религиозные. Зря говорят, что Ленин был неверующий. Ленин был очень верующий человек: незадолго до своей смерти он говорил, что «Бог – мой личный враг!». Вы понимаете, что неверующий человек не может враждовать с тем, кого не существует, кого нет. Как можно быть личным врагом несуществующего? Ленин действительно верил в Бога и ненавидел его лютой ненавистью, как и дьявол. Точно так же, как и Сталин, умирая, грозился кулаком небесам. Это было ярое отторжение Бога, ярое неприятие Бога.

Неслучайно, богоборчество Советской власти привело к разрушению той страны, которую захватили богоборцы, и к рекам крови, так что мы только сейчас, наконец-то, достигли численности, которая была у нас к 13-ому году. Представьте: Россия сейчас и Россия в 13-ом году имеют одинаковую численность населения! Это результат как раз того, что к власти пришли те существа, которые ненавидят жизнь. Ведь сатана и его ангелы ненавидят все проявления жизни, они ненавидят мир, они хотят его разрушить, истребить. И именно праздником этого было и остается 1-ое мая.

Поэтому я считаю, что самый мудрый подход, который осуществляют наши русские люди: они встречают праздник копанием картошки. Это самое хорошее применение для 1-го мая! Если нескоромный день – можно в этот день православного шашлычка съесть, или в паломничество съездить, или картошку посадить – это самое дело, чтобы в этой гадости никаким образом не участвовать!

Тем более, не поздравлять, особенно, я считаю, с 1-ым мая и принимать поздравления тоже нельзя. Слишком уж черный праздник-то, на самом деле. И даже Гитлер покончил собой в канун 1-го мая неслучайно – вечером 30 апреля он покончил с собой, под Вальпургиеву ночь, чтобы присоединиться к своему отцу-сатане в его подземном праздновании этого черного дня.

Здесь, как раз, встает перед нами вопрос: как нам преодолеть наследие этого захвата? Мы должны просто для себя понять, что всякий, кто владеет временем человека – владеет и человеком. Если человек празднует праздники Бога, то он учится Божественной Любви. Ведь, как говорит святой Иоанн Лествичник, Господь особенно дарит Свои дары тому, кто празднует Его, Господний праздник.

В эти дни, все знают, особенно те, кто готовился к Пасхе, к Рождеству, к другим праздникам Господа, открывается особая благодать Божия. Кто читает в этот день Священное Писание, может увидеть те слова, которые никогда бы раньше не увидел – такой подарок от Господа. Бывает, человек в эти дни получает духовные силы, духовные таланты. И действительно, когда человек празднует великие праздники Бога, он чувствует себя, как бы, в другом мире. Даже маловерующие люди, приходя на Пасхальный Крестный ход и Пасхальную заутреню, чувствуют, что-то иное, их как будто бы тянет что-то, потому что они действительно чувствуют: небо прорвалось на землю, вечность вошла на землю, наконец-то наступила возможность избавиться от смерти!

И, конечно же, праздника Бога должны стать для нас основными. Могу сказать, что меня очень сильно заботит такое страшное явление, что многие христиане сейчас воспринимают праздники Бога, как что-то дополнительное к светским праздникам. Наши предки, христиане древности, которые жили в такой же ситуации, как у нас: в языческом мире, в котором тоже было огромное количество демонических праздников, были в этом смысле куда более последовательными, они никогда не участвовали в этих беззакониях.

Понятно, что 8-ое марта и 23-ее февраль уже потеряли свой изначальный злой смысл и стали просто светскими бессмысленными торжествами, которые приводят, скорее, к торжеству беса пьянства и, заодно, беса разврата. Где блуд, там и разврат. Апостол Павел говорил: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5:18). Но есть праздники, которые сохранили свое черное значение до сих пор: например, это 7-ое ноября и 1-ое мая. Есть праздники, которые действительно сохранили свое религиозное значение: исламские, например, праздники. Но люди, к сожалению, не позаботились осмыслить себя, как, в первую очередь, христиан.

К сожалению, часто, у человека спросишь: «Ты кто?» Он назовет свою национальность, он назовет свою профессию, он скажет, что он муж или жена или кто-то еще, фамилию свою назовет. А вот то, что он православный христианин – он назовет в последнюю очередь.

Интересно, что когда шла речь о допросах мучеников, как новомучеников, так и старомучеников, знаете, как допрос этот обычно звучал? Представьте себе суд. Сначала надо узнать анкетные данные. Спрашивают мученика: «Назови свое имя!» Человек отвечает: «Зовут меня христианин». Следующий пункт спрашивают: «Откуда ты родом?» Отвечает: «Родина у меня на небе». Спрашивают дальше: «Кто у тебя отец?» – «Отец у меня – Бог». Спрашивают: «А какая у тебя национальность?» Он говорит: «По национальности я: православный христианин». Понимаете, что это означает? Это означает, что у человека христианство было сердцем, такого человека просто тащило в небо – у него небесное тяготение было.

А теперь, представьте, современного человека спрашивают. Как он будет отвечать? Он весь будет погружен в эти земные стихии. А раз он погружен в эти земные стихии, он не сможет их никак вылечить. Те люди, которые пытаются вылечить других людей, заискивая перед ними – никогда их не вылечат.

Хорошо как-то английский писатель Клайв Льюис в своем произведении «Письма баламут» написал одну такую интересную мысль. Это переписка двух бесов, как им обольстить людей. И, в частности, один из советов беса такой: «Ты подобрал одних хороших знакомых, нормальных безбожников, богоборцев, богоненавистников? Заставляй как можно больше и чаще своего пациента, которого ты должен погубить, с ними общаться! Зачем? Или ты сделаешь в нем жизнь раздвоенную, или ты сделаешь так, что он будет кощунствовать и считать, что это доброе дело. Он будет в воскресенье приходить в храм Божий, наслаждаться возвышенной жизнью, которая неизвестна его знакомым, а потом в воскресенье же вечером он будет к ним ходить, будет богохульствовать и, при этом, думать, что он их исправляет, хотя он на самом деле никого не исправляет, а только сам падает в это зло».

Здесь, конечно же, заповедь Господня: «Отделитесь» – крайне необходима! «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» (2Кор. 6:17). Без внутреннего отделения от богоборцев нам не исправиться! Мы не можем исправить никого, если мы сами не стали Божьими. Очень важно внутреннее разделение, отделение от богоборчества совершенно необходима. И особенно это проявляется в праздники.

Сами понимаете, что в быту, конечно, как белки в колесе все бегаем и нам, как бы, не до этого. А начинается особо выделенный день – красный день календаря, и вот тут нам приходится выбирать. Наступило, к примеру, 1-ое января. Вариант такой: приглашают вас родные. Во-первых: идти или не идти? Во-вторых, даже если пришли: есть скоромное или не есть скоромное? И сколько народу потом приходит на исповедь, 2-го, 3-го числа, говорят: «Ну, батюшка, ну, согрешил, там, пост нарушил…» Именно таким тоном! «С кем не бывает? Ну, куда же без этого?» – даже так говорят!

А о чем это говорит? О том, что человек уже настроен на нарушение поста. Для него пост – менее важен, чем отношение с родными. То есть, для него менее важно стояние перед Богом, чем общение, точнее – пустая болтовня перед телевизором.

И вот в этом – весь человек! Он весь раздвоенный, расколотый. И происходит это именно из-за того, что человек не празднует Бога.

А, при этом, наоборот – начинается церковный праздник: у нс работа, дела, «некогда», у нас столько дел накладывается! Аврал на работе обязательно на праздники Бога и так далее. А знаете, кто за этим стоит? Сатана. Вот когда Бог повелел вывести евреев из Египта, Моисей сказал фараону: «Отпусти мне народ мой, чтобы он отпраздновал Богу праздник в пустыне на три дня». («После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне» (Исх. 5:1)).

И что фараон ответил? Он сказал: «Праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу» (Исх. 5:17). Бездельники вы, поэтому и не хотите работать! Идите, работайте больше!

Также сатана говорит и сейчас. Вот чуть праздник начинается Божий, так сразу начинается аврал на работе – там и кризис не помеха, и, не смотря на кризис, работы будет аврал! Потому что на самом деле князь тьмы сатана просто пытается человека затянуть в эти дела.

Мне как-то пришлось писать книжку «Зачем ходить в храм в воскресенье?». Писал я ее следующим образом: я разговаривал с обычными людьми и собирал их аргументы, по которым они прогуливают воскресную службу. И аргументы – самые разные. Например: «Спать хочется», Или: «Единственный день, когда можно с родными побыть». Спрашиваешь: «А как ты с ними время проводишь, как ты с ними общаешься?» – «Ну, как, – говорит, – с утра встаешь, сосисочку сваришь, садишься перед телевизором, вот и поговоришь». Да уж, пообщался с родными…. Видимо, родной у него – телевизор, близкий и родной друг.

И так вот во всем – вот такого типа разговоры! Или: «Как же так? А когда же мне огород-то копать?» Как будто мы забываем, Кто у нас землей повелевает! И Он на такие огороды червячков посылает всяких там, саранчу, мучнистую росу, и так далее.

А, бывает, Он посылает на таких людей смерть – есть такое понятие, как «воскресная смертность». Мне мои знакомы врачи рассказывали, что есть такое понятие, как «воскресная смертность», когда бабулька или дедочек копаются в огороде в воскресный день, носом в грядку падает и умирает. Инфаркт, инсульт – как он там закопался, так там и умер. Обычно врачи говорят «перетрудился», но мы-то знаем, что это просто наказание Божие, прямое совершенно. Человек, вместо того, чтобы служить Богу, вместо того, чтобы в это окошко посмотреть в небо, через это окошко вечности, через литургию, через это время отдыха, начинает закапываться в землю. Как животное, на самом деле. И происходит гибель.

А с другой стороны, когда дело доходит до светских праздников, у нас возникает понятие: «Ну, неудобно же! Ну, как же так? Родные же люди!» Я помню, была у меня замечательная бабулька, да и не одна бабулька, которая говорила: «Я не могу в храм по воскресеньям ходить, потому что у меня внуки. Спрашиваешь: «Где внуки?» – «Ну, как у меня дома, вот тут, через дорогу». Я спрашиваю: «А тебе слабо, что ли, с внуками на службу прийти?» – «Ну, как же так? На службу… с внуками…» – «А что, ты их так не любишь, этих внуков, да? Неужели тебе жалко, чтобы у тебя внуки пришли, слово Божие послушали, причастились, немножко в воскресной школе позанимались?» – «Ой, никак невозможно!»

То есть, человек и себя лишает пищи Божией, и внуков, и, в результате, у таких людей получается часто, что отношения с детьми портятся. Ни с того, ни с сего. А потом приходят и мне жалуются: «Батюшка, вроде тут с внуками сидишь, стараешься, заботишься, а они на меня все ругаются, да ругаются! С чего бы так?» Да, человек, который отошел от Бога, разве сможет с кем-то в мире быть? У него же нет внутренних сил, у него душа воспаленная, и все, естественно, происходит – а что еще ждать-то ему? Вот и начинает все распадаться и распадаться.

И обратное. Смотрите: праздники врага, праздники дьявола, которые у нас сейчас есть, праздники «светско-советские», как их называли, помню, еще старые священники советского поставления, «светские-советские». Как их праздновать?

Под этим предлогом посты нарушаются. Посты нарушаются – начинается пьянство. По пьянке – сколько людей поскандалило! Сами знаете, что от пьянства мира в семьях не добавляется. Мира между родными – тоже не добавляется. Люди презрели заповедь Божию – и все остальное начинает распадаться. И это естественно – а как иначе? Как ты будешь верен ближнему, если ты неверен Создателю? Такого невозможно!

И возникает такой момент: люди спрашивают: «А почему Бог сейчас не помогает?» – «Ну а как Он тебе поможет, если ты от Него отвернулся?»

И здесь надо понимать, почему Господь запрещает это, почему такое жесткое наказание, почему, например, отлучение от Причастия за участие в этих языческих торжествах? Потому что нельзя служить двум господам.

Есть первая заповедь, которую почему-то многие забыли. У нас, почему-то, в отношении человека говорят, что он хороший в том случае, если он начинает исполнять 6-ую, 7-ую, 8-ую, 9-ую и 10-ую заповеди. А первые пять – почему-то презираются. Но как человек может быть хорошим, если он простирает руки к иным богам, кроме как к Господу?

А еще хуже бывает тем, у которых родные, например, в исламе или в иудаизме. Сколько раз мне приходилось встречаться с людьми, которые говорят: «Ну как же? Приехала на похороны родного человека. Что же мне делать? Съела жертвенного мяса, в мечети постояла – надо же как-то уважить родного!» Ну, как это можно!? И такие люди еще считают себя христианами! Хотя, например, в Древней Церкви такого человека бы потом и на порог храма бы не пустили! Не за то, что он попрощался с родным – это, как раз, нормально и хорошо, а за то, что участвовал в религиозных обрядах идолопоклонства.

То же самое: крестится еврей, а у него огромное количество родственников. Он говорит: «Ну, как же так? Мне мацу прислали – ну чего, не выкидывать же мне ее?» А почему не выкидывать? Самое место! Понимаете, да? Никакие ритуальные яства для нас недопустимы!

И здесь есть очень важный момент: мы должны развести два понятия. Наши родные достойны почитания как люди – раз. Как наши родственники – два. Как носители образа Божьего – три. Но ни одно из заблуждений через это не оправдано!

Ведь неслучайно, когда в каком-то народе очень сильные семейный традиции или сильные народные традиции, то, если народ нехристианский, Господь делает так, что разрушаются семьи и разрушаются народные традиции. Чтобы убрать те помехи, которые мешают Богу прийти к человеку.

У меня есть огромное количество знакомых из ислама, из иудейства, из различных сект, где им именно родственники мешают уйти. Или люди говорят: «Ну, как же, отцы мои так верили! Я-то что, поменяю, что ли, веру отцов?» Или даже люди говорят: «Я предателем, что ли, стану?» Вот это как раз пример того, что люди на первое место ставят не Бога, как должны были бы ставить, а человека. В результате они теряют и Бога, который гневается на таких людей, и человека, потому что на лжи отношений не построишь. На лжи, на обмане, на внутренней раздвоенности ничего хорошего выстроить невозможно, совершенно невозможно.

Еще более опасны отношения с друзьями. Хотя мы и много говорим про семейные ценности, про отношения с родными, но реально для нас с вами, выросших в советское время, отношения с друзьями все-таки ближе, чем принято считать, они больше на нас влияют. И здесь нам нужно напомнить об одном очень важном моменте: приятелей у нас может быть тысяча, а друг – один на тысячу.

Помните, как говорил Иисус, сын Сирахов? Друг должен быть верным Богу, не гордец, не завистник и не клеветник. Тех, кто не верен Богу, гордец, завистник и клеветник нужно беспощадно от себя отделять. Сами понимаете: он потом тебе позавидует, тебя оклевещет, тебе и жизнь поломает. Об этом мы забыли, мы забыли искусство выстраивания отношений между людьми. А напрасно.

И вообще я всем вам советую перечитать этим постом Книгу Иисуса, сына Сирахова. Это потрясающая, очень практичная книга. Там, например, есть совет, как правильно по библейски устроить пир, как правильно подбирать друзей, как правильно подбирать жен и мужей. Там написано, каким образом правильно относиться к врачам, как правильно хоронить умерших – очень практичная книга. А мы здесь живем по принципу: «ах, так получилось!»

И как раз по поводу праздников у Иисуса, сына Сирахова, есть такие слова: «Когда у тебя есть праздник, ты должен отметить его сначала жертвой Господу – приди в храм Божий, не приходи туда с пустыми руками, принеси жертву Богу и нищему, и нищего не оставь без поддержки». Ну, это ведь мы все с вами знаем – вы ведь все исполняете заповедь апостола Павла (1Кор. 16)? Вы все откладываете каждое воскресенье специально у себя в заначке дома в милостыню на храм и на бедных? Это прямая Божья заповедь. Очень советую вам так поступать: сами решайте, сколько и когда, но откладывайте каждое воскресенье обязательно, чтобы потом, когда кто-то будет реально нуждаться, вам не нужно было у кого-то перезанимать, а уже было готовое. Заповедь апостола Павла очень вазона даже в практическом смысле.

Но, кроме этого, интересно, что Бог никогда не выступал против радости. Бог – Источник вечной радости, и в Нем – вечное блаженство из рук струится. Поэтому угождение Богу связано с торжеством.

Например, вы знаете, что после Конца мира будет большой пир? Мы об этом говорим даже в благодарственных молитвах: «идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную». И после Конца мира будет великий пир, где мы будем вместе с Богом пировать на Его Святой горе. Ну, кто туда попадет, конечно же.

Поэтому и в церквах, и в монастырях существует понятие «праздничной трапезы». Как ее праздновать? Во-первых, пир со своими – это вещь хорошая, но есть добродетельный пир, который я, все-таки, советую вам делать. Если делаешь пир, говорит Господь, собери на него больных, нищих, которые не могу тебе ничем отплатить, чтобы ты имел награду от Отца своего Небесного. Это особый вид пира, который устраивали всегда и христианские императоры, и христианские патриархи, и благочестивые христиане стараются это делать. И я вам советую делать отдельную пирушку для нищих.

Нищих, я думаю, найти – не проблема в наше время: пройдитесь по подъезду, у вас обязательно несколько нищих найдется. И для них специальный пир устройте – это будет весьма богоугодное дело.

Но есть и пир для родных, для своих близких и друзей. Как он организуется – здесь говорит Иисус, сын Сирахов. Обязательно нужно, чтобы был распорядитель пира. Он должен быть старшим, мудрым и он должен уметь контролировать свою речь. То есть он должен говорить умные красивые слова, но не перегружать людей.

Дальше, он говорит, что нужна хорошо подобранная музыка, которая не дурит. То есть, когда мы садимся, мы часто забываем, что музыка дана Богом для радости. Поэтому нужно подобрать хорошую музыку для радости, и чтобы люди пели. Но пели какие песни? Пели песни, угодные создателю.

Интересно, что в Православии есть целый пласт песен, очень хорошо нам подходящих и, кстати, очень хорошо написанных. Могу в качестве примера назвать «Лепту» преподобного Макария Алтайского. Ну, а колядки – все слышали, наверное. Да и кроме них есть много угодных Богу песен, которые надо петь. Причем не отдельно, как сейчас принято, чтобы один человек стоял-пел, а все остальные кушали, пока он поет, а нормально пели вместе песни радости, учились бы вместе таким образом славить Бога.

Интересно, что до сих пор в странах христианского Востока, у православных арабов, например, или у греков, есть традиция петь вместе псалмы. Эту традицию очень одобрял Василий Великий. И на самом деле христианская литература дает нам очень много красивых песен, которые дают нам возможность радоваться перед Лицом Божиим.

Я же говорил, что праздник – это выход в вечность. Так, соответственно, и пир после праздника – пир перед Лицом Бога. Это репетиция пира после Конца времени. Поэтому когда вы садитесь пировать, вы сначала молитесь, благословляете пищу и говорите о чем? Говорите о Боге, о святых заповедях. Это же очень интересные темы, на самом деле!

Представьте себе: сейчас у нас собираются православные и начинают кости правителям перемывать, ругать «жидомассонский заговор» – все мы знаем, о чем часто сейчас говорят православные. И это в лучшем случае: я не говорю про сплетни и про всякое безобразие, которое я даже и упоминать не буду.

А по нормальному, представьте себе: сесть и начать обсуждать Священное Писание вместе. Например, как Бог сейчас управляет вселенной, рассмотреть, как интересно Бог управляет сейчас нашу жизнь. Ведь это же очень интересно – разгадать этот момент, обсудить. А разговоров таких нет. А жаль, потому что это самые важные темы, они гораздо интереснее, чем перемывание костей ближним или обсуждение каких-то безобразий, которые мы почерпнули в средствах массовой информации.

Если помните, раньше на рынках спорили. О Святой Троице спорили, в XVII веке был спор о Святом Причастии – людям было настолько интересно, что они за каждым разговором на каждой вечеринке обсуждали вопросы веры, вопросы заповедей. Сейчас, соответственно, получается, что вопросы заповедей и веры людям неинтересны.

Ведь Господь что сказал? «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Если уста наши этому не посвящены, это говорит о том, что сердца там нет. И напрасно. Потому что самое интересное в этом мире – это узнать, разгадать загадку Бога, который правит вселенной. Вот об этом должно говорить на пиру.

При этом есть правило: больше говорят пожилые, меньше говорят молодые. Это очень важный принцип. Но – при одном условии: седина волос соответствует седине мудрости. Я поддерживаю практику, когда наши барышни, старушки и старички красят волосы. Они правильно делают, потому что они не обманывают людей. Седой человек должен быть мудрым. А те старушки и старички, которые не хотят быть мудрыми – красятся. И правильно делают – люди хотя бы не обольщаются. Седина – знак мудрости человека, а если человек считает себя глупым, то, понятно, краситься надо, чтобы никто не обманывался.

Но если человек действительно в законе Господнем поучается день и ночь, то путь не красится, пусть все видят его седину и мудрость, идущую из его уст. Но, при этом, человек должен уметь чередовать и вкусную пищу, и важный разговор, и хорошие песни. Все должно быть в гармонии.

А то представьте себе: идет разговор о Боге, который перемежается песнью «Ой, мороз, мороз» или «Шумел камыш». Получится диссонанс. Все это должно быть вместе, действительно такая небесная гармония. И в результате, когда вы выйдете с пира, вы будете обогащенными, а не опустошенными. Потому что действительно грех чревоугодия и пьянства возникает не там, где едят и употребляют алкоголь, а там, где люди забывают о Боге.

Надо учиться искусству Христовой радости, учиться искусству радоваться перед лицом Божиим. Мы с вами, слава Богу, худо-бедно поститься учимся, учимся плакать о грехах своих, учимся помогать оплакивать какие-то бедствия наших ближних, надеюсь, что учимся. Но учиться искусству вместе радоваться мы даже не пытаемся.

А, между прочим, Иоанн Златоуст, комментируя слова апостола Павла «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12:15), говорил: «Гораздо легче плакать вместе с плачущим, чем радоваться вместе с радующимся».

Потому что плакать может и завистник, чтобы таким образом утолить свою зависть. А вот радоваться вместе с радующимся может только верный Богу человек. Это искусство, которому надо учиться. Этому нас и учит, как раз, наша Церковь через праздники Бога. Это – то искусство, которое нам необходимо постичь.

И, конечно же, надо помнить, что каждый день христианского праздника – это день нашего духовного прибытка, нашей духовной выгоды, которую мы должны получить при помощи милостыни, доброделания, при помощи особого чтения Священного Писания и святых отцов. Праздничный день должен быть особенно выделен, чтобы действительно душа стала крепкой, сильной и прекрасной.

А не так, как у нас бывает: на Страстной так здорово, душа на подъеме, Пасха, красота, а на Светлой – уныние начинается. Часто бывает такое, потому что люди напряглись, к Богу приблизились, а потом говорят: «А, все! Светлая седмица наступила – можно гулять, о Боге забывать!» И вместо того, чтобы учиться радоваться вместе с Богом, они начинают радовать свой желудок. Конечно, желудок порадовать хорошо, но ведь не только его надо радовать, согласитесь! Это же не надо, чтобы желудок стал нашим королем, который управляет нами в течение всей Светлой недели!

Очень важно помнить, что Светлая неделя должна быть для нас временем особой радости. Недаром, VI Вселенский собор запрещает по зрелищам ходить в Светлую неделю и настойчиво рекомендует по возможности причащаться каждый день. А поста – нет. Кто постился Великим постом, для него поста на Светлой неделе нет перед Евхаристией, кроме, конечно, поста с полуночи, когда мы ничего не едим и не пьем. И, конечно, при условии, что вы не упиваетесь и не объедаетесь. Так что если вы хранили пост, вы можете с полуночи не есть, не пить ничего, прочитать длиннющее правило – вы знаете, что на Светлой неделе правило перед причастием очень длинное: в размере одного Пасхального канона и Последования ко Святому Причастию, и причащаться и радоваться Светлому Христову Воскресению.

Это требование не мое и не духовников даже – это требование целого VI Вселенского собора, которое нам надо, все-таки, стараться исполнять. А то, к сожалению, мы это чувство утрачиваем. Мне даже приходилось встречать людей, которые не хотят на Пасху причащаться, ссылаясь на то, что все равно он напьется – блевать будет. Чего ж тогда причащаться на Пасху? При таком подходе, отвечаю, давайте для таких людей вообще Пасху отменим. Если Пасха для человека – это знак величайших грехов, такому человеку лучше Пасху вообще не праздновать, чем праздновать так. Разве Богу нужен вот такой праздник? Такое празднование подходит, скорее, для 1-го мая или для 8 марта.

Вот что, я думаю, нам нужно помнить во время праздников Божиих. А что касается светских праздников – помните, что это – особое искушение. Особенно, если это религиозные праздники. Понятно, что 9-го мая помолиться за наших умерших воинов – это самое замечательное дело, помянуть их – это хорошо. Если это праздник какой-нибудь «День России» – ну, помолиться, чтобы наша страна стояла в мире. Даже 31-го декабря помолиться о том, чтобы Господь благословил гражданский Новый год, благословил людей и сохранил их Своею милостью – ничего плохого в этом нет.

Но когда вопрос переходит именно к религиозным составляющим – у нас должна быть полная жесткая беспощадность. Мы не имеем права простирать руки к иным богам, кроме Господа. Тут выбор: или мы служим Богу, или мы служим сатане. И никакое смешение невозможно. И эти правила мы должны обязательно запомнить.

Спаси вас, Господи!

 

Иерей Даниил (Сысоев), настоятель храма пророка Даниила на Кантемировской, кандидат богословских наук Иерей Даниил (Сысоев), настоятель храма пророка Даниила на Кантемировской,
кандидат богословских наук





Внимание!!!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Духовно-Просветительский Центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры»,
а при размещении в сети Интернет – гиперссылку на наш сайт:
http://www.lavra.tv/